eye_ame: (bravo)
[personal profile] eye_ame
Начнём день с приятного.



Благодаря arashi_operaАраси (спасибо бесконечное ещё раз!) я получил возможность посмотреть пресловутое токийское видео – постановка Театро Комунале ди Болонья (реж. Альберто Фассини), Инес Салазар, Хосе Кура, Руджеро Раймонди; снято на гастолях в Токио в 2002 году. Кто за пультом, не узнал (и не очень жалею, потому что никак особенно пронзён палочкой я не был).
Сверх того, что есть в посте по ссылке, можно отдельно посмотреть на Салазар и Куру в первом и третьем акте; во втором ролике картинка чуть более ясная, и можно ещё полюбоваться декорациями. А здесь у kriemhild_2Кримхильды много скриншотов и рецензия.
Что сказать.
Во-первых, после Скалы-97 я нахожусь в точке максимума потенциальной энергии. В смысле, наверное, сдвинуть меня можно, но, наверное, не мгновенно. Это во многом спасает, потому что истерики отпадают сами собой.
Во-вторых, несмотря на действительно замечательное визуально решение, постановка в целом не показалась мне достаточно... реальной? Не хватало тяжёлого, густого, давящего Рима, который был для меня в Скале-97 (ancora!), был у Кента, был на Арене ди Верона в 2006. Здесь работает другое: широкая лестница с бесконечными пологими ступенями, открытые пространства, огромные картины, не закрывающие тем не менее горизонт. В таком Риме теряешься совсем по-другому, как на пустой улице ночью (так, кстати, я именно в Риме терялся ;)), и это тоже, видимо, круто, но даёт для меня неверный тон.
Зато очень круто и лаконично идёт в спектакле работа с цветом (пригушённые тогна на картинах, чёрный-серый-белый в одежде всех персонажей и яркая Тоска), и очень порадовал отдых от красного цвета ;))
В-третьих, Кура и Салазар. Кура не входит в число моих любимчиков и, соответственно, я не умиляюсь просто на то, что ну надо же, вышел Хосе Кура. Не Брин Тервель, словом ;) Вокальной лажи в спектакле довольно много (и у Салазар тоже), играть он почти не играет. Действительной удачей было разве что "Ancora!", когда Тоска снова начала ревновать Каварадосси. Всё остальное время он просто имел место быть на сцене и старался не мешать происходящему. Как-то не очень много для главного героя ;)
О Салазар я раньше знал, что она очень красивая, что она из Венесуэлы и вот это:

(Там Роберти над бель Марио схалтурил, но улыбка Паваротти при новостях о поражении Меласа дорогого стоит.)
Сегодня тюбик показал мне ещё её с Гуэльфи. Там она точно так же кричит и садится на горло, так же выразительно смотрит своими глазищами и так же примерно работает мебелью. В токийском видео у неё были две удачи (одна из них не собственно её), и на этом тоже всё.
Поэтому, несмотря ни на какие старания режиссёра, третий акт для меня пропал совершенно, хотя Кура как будто бы распелся и даже чуточку разыгрался.
Теперь о главном: Сполетта удался ;)) На самом деле, это я почти серьёзно. В спектакле есть два человека, которые работают всю дорогу, и это Скарпиа и Сполетта. Фактически спектакль держится на них, хотя в отношении Сполетты не то режиссёр решил самое интересное мне место обойти, не то оператор так снял (во время Dies Irae Сполетту не видно; он, видимо, там с Каварадосси сидит).
Поскольку о Сполетте писать проще, с него и начну. Выдыхаем, здесь нет теорий заговора, серых кардиналов и прочих фанфиков. Сполетта честно работает на Скарпиа, и между ними существует некоторый паритет: Сполетта помнит, что galantuomo-то galantuomo, но можно и по роже получить, а Скарпиа – что по роже-то по роже, но всё-таки galantuomo. Весь спектакль Сполетта ходит, держа в руках трость; узнав, что подчинённый не нашёл Анджелотти, барон у него эту трость выхватывает, размахивается и бьёт стул. Потом бросает Сполетте трость обратно: серьёзность намерений задекларирована, дальше всё понятно.
Вполь "Сполетта FTW" вырвался из моей измученной груди на словах "si, come Palmieri". Это надо видеть.
Ну вот... Теперь всё-таки придётся писать про барона. Как бы так начать. (Здесь я снова взял паузу, и степень моей проекрастинации достигла таких невиданых размеров, что я даже обильно поработал.)
В спектакле у Раймонди есть все положенные рифмы "роза": веер понюхал, трагичной Тоске похлопал, на столе посидел. Естественно, они снова складываются в другую картинку.
При появлении Скарпиа сразу понимаешь, почему перед ним дрожит весь Рим. Впервые я увидел того самого человека, которого нам обещали с первых аккордов: он выходит, и его сразу узнаёшь. Работает он страшно и скупо, люди интересуют его только как функции, перчатку он, предлагая даме святой воды, не снимает.
Крючок, на который он попался, виден, ещё когда он удивительно легко (а как грузно он до того обозначил своё присутствие!) убегает прятаться от Тоски. Сцену в церкви Скарпиа провёл почти хорошо, и почти выиграл сам у себя в датскую рулетку; но, провожая Тоску, попытался поцеловать ей руку.
А дальше был Te Deum. В эту игру можно играть в одиночку, ага: вот ты рассказал сам себе, какой ты страстный да властный, как тебя интересует повесить мятежника и получить даму в постель. А потом ты сам себе говоришь слово "любовь" совсем в другом смысле и случайно проигрываешь партию. А потом ещё вспоминаешь о боге (точнее: о Боге). И проигрываешь всё вообще.
kriemhild_2Кримхильда говорила, что когда Скарпиа стал делать "mea culpa, mea culpa, mea maxima culpa", ей было страшно; а мне нет. Это примерно как в карсеновской "Тоске" Кауфманну-Каварадосси в третьем акте становится в какой-то момент не страшно, потому что понятно, что бойся-не бойся, всё будет, как должно.
Вот Скарпиа покаялся: в чём? – я считаю, что дело здесь не в Тоске. В Тоске тоже, но всё-таки не лично в ней. Это не Скала-97, где барон умирает от любви. У барона есть своя жизнь вне всех этих историй с актёрками, и эта жизнь привела его туда, куда привела. Однако Тоска-то от этого не исчезает.
Во втором акте мы снова видим ту же картину: ha piu forte sapore la conquista violenta, ля-ля-ля. Совершенно виртуозно он дирижирует сбирами, да что там – кавалером Каварадосси; Тоске он не даёт спуску, обращает против неё её же оружие – слова, действия, даже её собственный шарф.
Тоска хорошо понимает, что происходит, но плохо понимает, чем это происходящее грозит. А Скарпиа-то, видимо, уверен, что он – понимает. А потом он Тоску обнимает и целует, и стоит, прижавшись к ней.
Сейчас я скажу смешное: после этой сцены собственно убийство уже почти не производит впечатления. Пиковая эмоция проходит, остаётся шлейф: то, как Тоска судорожно вытирает губы, то, как смотрит на стол, то, как Скарпиа к ней подходит, зная, что будет. Или не зная.

(Снова криво отрезал, извините.)
Такая вот история. Нужно сказать что-то эффектное в заключение, но сказать мне нечего, потому что история вышла о грехах, да и вообще что тут скажешь.
Кстати, トスカ и スカルピア радовали в субтитрах всю дорогу. Необходимая эмоциональная разрядка, бла-бла.


Кстати, trivia: ту самую "Тоску" в ENO, где мистер Дэвис изволили играть Сполетту, ставила Катерина Мальфитано. Можно посмотреть официальные фотографии: 2011 год, 2010 год, а также постановка во Флориде. Скотти там нет, но просто красивые фотографии. Ну и трейлер:

Вот тут ещё собраны хвалебные отзывы публики, и среди них тоже немножечко видео спектакля.
И да, господа. Они делают это по-английски.


Ладно, Тервелем начали, Тервелем закончим; типа, смертельный номер – критическое мышление в отношении Тервеля: вот, мне кажется, один из самых лажовых его заходов на Te Deum. Сопит, зажимается, скрипит, опору теряет (Тервель! не стыдно!), полный набор просто. Ну скажите, что я неправ.

Помимо прочего, ему ещё и не дали Сполетты. Сам шучу – сам смеюсь. С другой стороны, я всё равно получил удовольствие, кого я хочу обмануть.

Date: 2013-01-15 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] satsujinken.livejournal.com
Пара слов про "токио".
1. Напудренный парик правильной формы не идёт практически никому. Я знаю ровно двух людей, которые в этом безобразии не выглядят смешными. Раймонди - один из них, но синьору с его "профилем в лунном свете" парик ещё и идёт. Как идут и правильные одежды.
2. У Куры (как прекрасно звучит-то!) я совсем никакой игры не увидел. Ну вот совсем-совсем. Это плохо, потому что для такого барона нужен сильный противник. И хотя изначально понятно, чем дело кончится, всё-таки было бы неплохо, если бы имелось хоть какое-то противостояние.
3. У Салазар чудовищный грим. Это очень портит впечатление. Но это моё личное мнение, которое я даже особо не собираюсь отстаивать. Я просто думаю, что настолько яркой женщине не нужно рисовать "анимешные" глаза, а то она будет смотреться слишком кукольно.
Увы, играла она ровно один кусочек: от поцелуя до финала второго акта. Всё остальное время её интонации, перемещения по сцена и вообще вся она кажутся мне совершенно бессмысленными.
4. ну а про Сполетту ты и сам всё сказал:)

Date: 2013-01-15 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] arashi-opera.livejournal.com
Мда, любопытные впечатления... а больше мне и сказать-то нечего. :) Лично мне Саласар здесь в плане актёрской игры очень нравится, и в своё время они с Раймонди просто вынесли мне мозг. В третьем акте в том числе.
Edited Date: 2013-01-15 09:51 am (UTC)

Date: 2013-01-15 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] arashi-opera.livejournal.com
Грим там у всех нарочито "японский", даже у Ризничего что-то самурайское на физиономии намалёвано.

Date: 2013-01-15 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
1. Кто второй? (Помни, что я тоже не спал.)

Про барона скажи.

Date: 2013-01-15 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
Да, ризничий поразил просто ;) Это фишка спектакля или конкретного выступления?

Date: 2013-01-15 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] satsujinken.livejournal.com
Ну вот мне показалось, что Салазар не повезло как-то особенно. Возможно, проблема в том, что она правда сама по себе очень яркая.
Ну и мужчинам всё-таки не рисовали глаза до ушей:)

Date: 2013-01-15 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] satsujinken.livejournal.com
Второй, извини, Джонни Ли Миллер :)

Date: 2013-01-15 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
Извинил ;) Про барона скажи.

Date: 2013-01-15 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
Да, я читал Ваш отзыв ;) Я совсем не увидел работы Салазар, к сожалению.

Date: 2013-01-15 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] satsujinken.livejournal.com
Что ты хочешь, чтоб я сказал?
Будь я местным республиканцем-мятежником, на этого барона покушались бы примерно два раза в неделю - по вторникам и пятницам. Потому что грохнуть его - это облагодетельствовать не Рим, но человечество. Потому что он страшный. И тут как раз не потому, что упорен в своих чувствах, как вечерний носорог, а потому что это такой НАЧАЛЬНИК ПОЛИЦИИ. Вот так вот капслоком.
Если бы Тоска его не убила, он бы её убил. Потому что это не та любовь, которая мешает уничтожить объект привязанности, чтобы через него тебя не достали.
From: [identity profile] belta.livejournal.com
>> Это примерно как в карсеновской "Тоске" Кауфманну-Каварадосси в третьем акте становится в какой-то момент не страшно, потому что понятно, что бойся-не бойся, всё будет, как должно.

Я пропустила большой пост про карсенскую "Тоску"? Или его не было?

>> самое интересное мне место
И мне, и мне! Вот я тоже хочу с Вами про этот самый Dies Irae поговорить. Потому что это самое проблемное место во всей опере, имхо. Расскажите, пожалуйста, почему Сполетта его читает? Кому? Почему именно эти строки???
В свое время именно эти три строки (и реплика из 3 акта) меня убили. А один хороший режиссер, выслушав мои бредни, презрительно сказал - что ж теперь, спектакль о Сполетте ставить?

Date: 2013-01-15 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] arashi-opera.livejournal.com
Спектакля в Токио. Тот же самый спектакль, но у себя дома, в Болонье, шёл с обычным гримом, судя по фото.
Edited Date: 2013-01-15 10:46 am (UTC)

Date: 2013-01-15 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] arashi-opera.livejournal.com
Но тоже подвели. ;)

Date: 2013-01-15 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
Его не было! Он когда-нибудь будет. Для того, чтобы он был, нужно его писать ;)) А у меня пока нет такой возможности. Пока что мой план – дописать про 3й акт Скалы-97 и потоооом... Это очень похоже на конец февраля, словом.

>>Вот я тоже хочу с Вами про этот самый Dies Irae поговорить.
И я, и я!
>>что ж теперь, спектакль о Сполетте ставить?
Ставить! Ставить! ;)) (И была такая постановка, я писал недавно (http://eye-ame.livejournal.com/2770823.html). Только она очень неудачная.)

Мне бы очень хотелось знать, с какой идеей авторы вообще Сполетту в сюжет вводили и чего изначально хотели. Я ничего пока не знаю о первых постановках, точнее, всё, что выгугливал, упоминаний о нём не содержало. (Что тоже озадачивает: неужели до меня никому не было интересно? А попытки того же Лондона и того же, ага, Тервеля придать спецсмысл Dies Irae собственными действиями списываем на личную инициативу...)
На самом деле, у меня есть Теория о Сполетте, который стоял за всеми событиями финала второго акта (крайний вариант – который стоял за всем вообще) и который, вопреки приказанию Скарпиа (здесь мы забываем о Сарду; и диалог про bada: all'ora quarta превращается тогда в разговор двух людей, каждый из которых смеётся над своим) обеспечил расстрел Каварадосси – каковую теорию я очень люблю, но которая, я понимаю, является надстройкой, а не тем, что есть изначально. Отчасти с этой теорией согласуется постановка Кента (ну кто бы сомневался, что у меня всё придёт к Кенту), где Сполетта в конце смеётся.
Но расскажите же, что Вы думаете! Что Вы режиссёру рассказывали?
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
И вообще. Сполетта – это всегда главная тема ;)))

Date: 2013-01-15 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
Бедный ризничий ;)

Date: 2013-01-15 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
Вот это я и хотел, чтобы ты сказал ;)

Date: 2013-01-15 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] nale.livejournal.com
А где он в нем? )

Date: 2013-01-15 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] satsujinken.livejournal.com
по-моему, вы надо мной издеваетесь

Date: 2013-01-15 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
iudex ergo cum sedebit quidquid latet apparebit nil inultum remanebit

Date: 2013-01-15 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] il-verde-kaktus.livejournal.com
Добрый день! :)
Даниэле Гатти там дирижер. И дирижер ИМХО прекрасный.
И Инес все-таки СалаСар.

Date: 2013-01-15 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
Здравствуйте! Я очень польщён ;)
Спасибо, буду знать и исправлюсь ;) А расскажите, у Гатти куда слушать?

Date: 2013-01-15 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] il-verde-kaktus.livejournal.com
Чем польщены? :))
Слушать у Гатти в "Тоске" или слушать его вообще?
Вы знаете дирижера середины века (и чуть позже) Марио Росси? Вот он был... как саламандра, дитя огня, пламенный и живой. И он оркестр мог заворожить так, что тот играл как последний раз в жизни. Вот Гатти примерно такой, только у него еще есть.. некоторая надмирность, какая-то универсальность. Идеальность, что ли. Ну это пока эмоции...
Попробуйте эту Тоску хоть частично послушать. Не глядя на экран, не представляя их движения... ОН там ИМХО музыкально чудо сотворил.
А вообще, Гатти можно слушать где угодно, он почти везде такой. :)

Date: 2013-01-16 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] eye-ame.livejournal.com
Появлением ещё одного замечательного знатока у меня в комментариях ;) Это удивительно и приятно.

У Гатти в "Тоске". Меня удивило то, что я вообще, как бы так сказать-то, не услышал музыки. Возможно, мне всё заслонила картинка – со мной так редко, но бывает.
Кроме того, на видео, мне показалось, довольно странно записан звук, там какое-то внезапное переключение каналов.
Словом, в самом деле, я попробую послушать, не глядя. Интересно, что услышу.

December 2014

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 31   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 16th, 2026 12:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios