eye_ame: (bravo)
[personal profile] eye_ame
МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Брюно Пуандефера

Введение


«Триумф мелодичности!», «Настоящее чудо!», «Бурный поток, наполняющий звуком каждого человека и каждое мгновение!» Похвалам и восторженным восклицаниям не было конца. Казалось, что романтическое настроение этой итальянской мелодрамы, из-за которой взбудораженные толпы поклонников целый день скандировали на улицах Рима: «Да здравствует Верди, величайший композитор Италии!» – передалось даже критикам, особенно итальянским.

На стыке с испанским театром

Действительно, мало кому удавалось создать успешную оперу при таких неудачных исходных данных: отсутствие единой линии, немыслимый сюжет, главный герой, который на самом деле не является центральной фигурой повествования. В оправдание Верди в свое время писал: «Я не хочу брать за основу один из тех банальных сюжетов, которые создаются каждый день сотням». Трудно было подобрать менее банальный вариант! Впрочем, Верди выбрал одну из самых эмоциональных испанских мелодрам авторства Антонио Гарсии Гутьерреса, последователя Витора Гюго, не только за необычность и неожиданные повороты сюжета. Возможно, композитора в первую очередь привлекла художественная выразительность, присущая произведению, несмотря на некоторую театральность. Похоже, что через некоторое время Верди и сам осознал недостатки выбранной пьесы, поскольку 4 апреля 1851 года написал своему либреттисту Сальваторе Каммарано: «Если разделить произведение на части и для каждой поменять декорации, получатся скорее номера для концерта, чем сюжет для оперы».

В какой-то момент Верди даже задумался о том, чтобы отказаться от выбранной пьесы, поскольку понимал, насколько не совпадает лирический характер либреттиста с беспорядочным сюжетом. (Кстати, непонятно, почему композитор в таком случае не обратился к Пьяве, ведь его темпераменту пьеса была бы ближе.) В итоге при работе над этой оперой (так же, как при работе над «Луизой Миллер») Верди пришлось многим поступиться.

Это было первое знакомство Верди с испанским романтическим театром (после «Трубадура» появятся еще оперы «Симон Бокканегра» и «Сила судьбы»). Возможно, особое впечатление на композитора произвел нарождающийся веризм. Ведь за элементами романтизма, модного в ту эпоху, в этой пьесе скрываются черты веризма, которые проявляются в страстности Азучены, в жестокости поступков и в количестве смертей. Но еще рано говорить о полном переходе к веризму: в отличие от «Травиаты», о жестоких событиях здесь только рассказывается на словах, герои не сражаются и не умирают на сцене. Все эти элементы передаются через эпическое повествование.

За исключением Азучены многие персонажи зачастую выглядят шаблонными, типичными для оперного произведения, хотя и чуть менее беспомощными, чем в «Риголетто». Даже в образе Леоноры за исключением хорошо переданного лиризма недостаточно многогранности и правдоподобия. Все психологические конфликты, прописанные Гутьерресом, особенно сцена в монастыре, где Леонора должна сделать действительно непростой выбор (стать монахиней или последовать за Манрико), были сглажены Каммарано. В этой опере марионеток Азучена остается единственным персонажем, способным вызвать искреннее сочувствие. Она не является главным героем, таким как Риголетто или Виолетта, но ей досталась едва ли не самая интересная роль в либретто, как будто Верди, который недавно потерял мать, особенно интересовался проблемой сыновней и материнской любви, нашедшей отражение в образе цыганки.

Этот образ довольно близок к образу Фидес из оперы Мейербеера «Пророк», которую Верди хорошо знал. Азучена — это первая значительная партия для меццо-сопрано в операх Верди. За ней последуют Ульрика («Бал-маскарад»), Амнерис («Аида»), Эболи («Дон Карлос») и многие другие. Если не говорить о нескольких отклонениях от итальянской вокальной традиции (а именно о расширении тесситур, за счет которого появился в частности знаменитый «вердиевский баритон»), повышение важности меццо-сопрано является одним из немногих нововведений в этой довольно архаичной по замыслу опере. Структура либретто максимально традиционна и представляет собой подборку отдельных номеров, складывающихся в мозаику. Некоторые арии практически не связаны с контекстом. Такой подход разительно отличается от написанной ранее оперы «Риголетто», которая оказалась значительно более авангардной с точки зрения драматургии.

Массимо Мила включил «Трубадура» в так называемую «трилогию популярных опер Верди». Но нельзя не отметить, что эта опера отличается от двух других. В ней нет ни симфонического богатства, которое присуще речитативам в «Риголетто», ни проработанной трагической линии и современного звучания буржуазной драмы, которые присутствуют в «Травиате». Общая эстетика «Трубадура» ориентирована на стандарты предыдущей эпохи. Опера является образцом итальянского представления о мелодраме, и ее можно назвать примером творчества «раннего Верди»: мелодия является выразительным средством, а основную роль играет текст и драматическая линия.

К тому же, структура каждого акта построена по одной и той же модели:

ПерваяСцена1-й речитатив-арияСтретта (с участием
картинас участием хора2-й речитатив-арияхора или ансамбля)
Вторая1-й речитатив-арияПоворот сюжетаАрия и
картина2-й речитатив-ария(быстрое развитие действия)ансамбль


При такой жесткой структуре трудно рассчитывать на нововведения. Однако не следует недооценивать качество этой оперы, и надо отдать должное все возрастающему мастерству композитора в написании арий.

Неизменное музыкальное вдохновение

Еще никогда Верди не писал с таким вдохновением: в «Трубадуре» столько музыкальных тем, что их с лихвой хватило бы на две оперы! Идеи бьют ключом, яркие и страстные мелодии сменяют одна другую, не оставляя равнодушными поклонников итальянских вокальных традиций. Кроме того, арии в этой опере выписаны особенно тщательно и зачастую основаны не на тексте, а исключительно на стремлении автора показать красоту мелодического контура. Но при этом каждая ария безупречно вписана в общий контекст. Так, например, неожиданно встречаются достаточно четкие мелодические характеристики персонажей, которые в случае с героинями проводятся в одних и тех же тональностях. Большинство арий Азучены написано в размере 3/8 с типичными ритмическими элементами, а музыкальные темы, отрывистые, основанные на повторении коротких мотивов, зачастую украшенных трелями («Stride la vampa»), проводятся обычно в ми миноре (тема мести) и соль мажоре (тема материнской любви).

Для тем, связанных с Леонорой, характерно использование секст. Этот интервал передает образ романтической любви. Свободные мелодии с многочисленными форшлагами, как в финале второго акта, проводятся в тональностях с большим количеством бемолей (ля-бемоль мажор, ля-бемоль минор), и их чувственность прекрасно передает образ героини. Эти музыкальные характеристики подчеркивают биполярность сюжета, завязанного на два женских образа.

В отношении Манрико и графа этот подход используется не так последовательно. Для Манрико не определены конкретные тональности, и его арии оказываются то в тональностях Леоноры, то в тональностях Азучены. В его темах нет четкого «почерка», хотя довольно часто в соседних фразах используются экспрессивные хроматические интервалы, которые иногда встречаются и в партиях графа. Также в его ариях часто используется стаккато.

В драматическом плане опера основана на двух сюжетных линиях, и постепенное усиление конфликта приводит к неизбежной трагической развязке. Первая, более проработанная линия, начинается в прошлом со смерти обвиненной в колдовстве цыганки, за которую ее дочь Азучена хочет отомстить. Вторая линия, рассказывающая о настоящем, представляет собой традиционную историю любви, счастливому заверешнию которой мешает страсть графа ди Луны.

Наиболее интересно в драме именно взаимодействие этих двух линий, которые причудливым образом переплелись по воле создателя оперы. Одно событие выглядит неправдоподобнее другого: Азучена, пытаясь отомстить, убивает не того ребенка; Манрико влюбляется в женщину, за которой ухаживает его злейший враг, который к тому же оказывается его братом; а Азучена ради мести приносит в жертву ребенка, которого двадцать лет воспитывала, как собственного сына. Все эти неправдоподобные повороты сюжета не смущают Верди, ведь они являются неотъемлемой составляющей фантастического и мистического аспекта многих романтических опер. И это далеко не единственные проявления романтизма в «Трубадуре»: здесь есть и внезапная любовь двух молодых людей, и эпическая линия, символы луны и огня, ночные свидания и притягательная атмосфера средневековья – все возможные романтические клише!

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Увертюра

Тройное проведение соло на литаврах, напыщенная мелодия с арпеджио (Пример 1) в ми мажоре, рокочущая фортиссимо на фоне остальных инструментов оркестра, часто ассоциируется с произведениями Верди периода расцвета. Перекличка с волторной, исполняющей партию пианиссимо, используется для большей выразительности, как у Берлиоза и Вебера. Все приемы в короткой инструментальной увертюре кажутся поверхностнынми проявлениями эстетики театрального романтизма.


Пример 1

Струнные инструменты повторяют мелодию пианиссимо и легато. Меланхоличный комментарий в виде аккордной секвенции, усиленной хроматическим сопровождением, придает оркестровому звучанию особую объемность, создавая ощущение отдельной миниатюрной сцены, в которой сочетаются сила, мягкость и чувственность.

СЦЕНА 1

Феррандо, капитан стражи графа, рассказывает стражникам историю их господина под тем предлогом, что разговор не даст им уснуть. Таким образом вводятся основные сюжетные линии драмы.
Первоначально Верди планировал начать оперу с той сцены, которая теперь является второй. Подчиняясь традиции начинать первую сцену с хора, Верди тем не менее умело сглаживает слабые с точки зрения драматургии моменты, которые неизбежны при подобной системе повествования. Этого удается добиться за счет невероятного мелодического богатства и разнообразия. Даже в речитативе, предшествующем первой арии Феррандо, партия хора, прерывающая квази-тематические мотивы,


Пример 2

довольна интересна с музыкальной точки зрения и создает определенное движение. В речитативе в сжатой форме излагаются факты, связанные с сюжетной линией настоящего времени, которая будет более подробно описана в следующей картине. Ария Феррандо, в которой он рассказывает о прошлом, является центральной в первой сцене. Ей предшествует ариозо в си миноре в сопровождении кларнетов и фаготов,


Пример 3

которое становится главной частью самой арии и начинается с темы «con mistero» в ми миноре, связанной напрямую в увертюрой, а также связанной по тональности с темами Азучены.


Пример 4

Хотя этот рассказ и важен для понимания запутанного сюжета, музыка здесь более значима, чем текст. Временами ударения в словах смещаются для того, чтобы сохранить энергичную мелодическую линию. К тому же приходится столкнуться с вечной проблемой формы ABA, когда та же мелодия повторяется с новым текстом. Уже здесь проявляется фантастический и описательный аспект, который позднее будет связан с партией Азучены, хотя он и выражается довольно примитивным и традиционным образом в виде группетти и двойных вспомогательных нот. Тем не менее, эта ария хороша сама по себе. Особенно интересен аккомпанемент, где струнные и духовые играют в унисон, а естественность и простота звучания оказываются важнее содержания текста. Во второй части сцены происходит развитие на всех уровнях. В литературном плане речь идет уже не об изложении фактов, а о легенде, связанной с народным суеверием. В формальном плане Верди отходит от закрытых структур первой части, использует структуры, дающие большую возможность для развития, без прямого возврата к первой теме и переходит к коде, которую можно назвать кульминацией первой картины.

Это позволяет в музыкальном плане добиться такого же яркого развития, которые поддерживается повторение темы сверхъестественного, представленной двумя разными способами. С одной стороны, тревожная фантастическая линия проявляется в речитативе хора, а именно в мрачной и тягучей партии басов с хроматическими элементами, которая прерывается вступлением хора con tutta forza. С другой стороны, более описательная и поверхностная фантастическая линия присутствует в следующей арии в виде темы, напоминающей трепещущие крылья летучих мышей в ночь шабаша.



Пример 5

Она развивается, как и тема первой арии, с помощью аккордной секвенции. Ее прерывает звук колокола, бьющего полночь, который раздается ровно в тот момент, когда Феррандо упоминает этот судьбоносный час. Напуганные люди, словно изгоняя злые силы, пытаются громкими разговорами и криками развеять охватившее их оцепенение.

СЦЕНА 2

Сцена и каватина

Настроение музыки полностью меняется. На смену мистическому повествованию приходят реальные события, массовая сцена сменяется лирической, а страх и возбуждение – задумчивостью и грустью. Феррандо, рассказавший важную часть истории в своем речитативе, так и остается персонажем второго плана, его характер не раскрывается полностью. За весь спектакль он совершит еще только одно важное действие – узнает в Азучене дочь казненной колдуньи в последнем акте. Пожалуй, это единственная функция персонажа в развитии сюжета. А вот характер Леоноры начинает раскрываться в музыке с первых же аккордов вступления в ритмическом рисунке , напоминающем полные тоски вздохи, и с первый реплики в ре-бемоль миноре с последующей модуляцией в фа минор.

Верди в этот период уже мастерски умел давать героиням точную и продуманную музыкальную характеристику. Так, например, несмотря на общую меланхоличную атмосферу, короткое ариозо в ре-бемоль мажоре


Пример 6

показывает за счет скрипичных трелей и легкого аккомпанемента в исполнении флейт и кларнетов молодость, чистоту и легкость персонажа, а сексты (очень характерный для Леоноры интервал) подчеркивают ее романтичность. Как удачно отметил Чарлз Осборн: «Из всех героинь Верди Леонора ближе всего к героиням Моцарта: в ее ариях присутствует величественность и элегантность, свойственная графине Алмавива, в них можно найти как черты музыкальных форм XVIII века, так и приемы бельканто XIX века». Знаменитая ария «Tacea la notte» в мрачно звучащей тональности ля-бемоль минор также четко ассоциируется с Леонорой. Она начинается с жалобного вступления виолончелей и контрабасов, что также служит яркой характеристикой образа. Пожалуй, еще никогда Верди не вкладывал в одну арию столько лиричности, чувствительности и аристократизма.


Пример 7

Тихая и нежная печать этой ночной сцены передается двумя мелодическими фразами. Первая фраза (а), в основном нисходящая, исполняется вполголоса на фоне повторяющихся восьмых нот в аккомпанементе, исполняемом струнными. Вторая фраза (б) звучит более оживлено, с расширением, с использование чувственных хроматизмов и напоминает романс, написанный двадцатью годами ранее – «In solitaria stanza». Эта фраза будет снова использована во второй сцене второго акта «Травиаты» с незначительными изменениями.


Пример 8

Вступление Инес, а затем новые реплики Леоноры создают движение и обеспечивают переход к новой арии, куда более яркой, написанной в лучших традициях бельканто. Тема обильно украшена короткими трелями, и ее общее настроение служит еще одной иллюстрацией свежести и молодости персонажа. Это впечатление усиливается тем, что для аккомпанемента используются инструменты с высоким звучанием.


Пример 9

Идея связанной с любовью смерти проявляется уже здесь, но пока чисто символически, не нарушая жизнерадостного настроения музыки. Леонора любит Манрико, и ее любовь так сильна, что никакой страх смерти не может ее уничтожить, что будет наглядно доказано в развязке. В данном фрагменте техника оказывается на первом месте, но это вполне оправдано, поскольку техника способствует большей выразительности и точности передачи характера, который вписывается в общий драматический контекст. Все элементы, необходимые для понимания сюжета, уже даны. Пора переходить к действию!

СЦЕНА 3

Сцена, романс и терцет

И снова нас ожидают неправдоподобные события! Мало того, что Леонора не узнает собеседника и в итоге оказывается в объятиях графа, еще и Манрико оказывается для графа не только соперником в любви, но и заклятым врагом – предводителем повстанцев в гражданской войне! По счастью, живость и виртуозность музыкальных партий помогает принять этот запутанный поворот сюжета, несмотря на некоторые нестыковки. Впрочем, романтической опере не свойственна умеренность, она изобилует драматическими и даже фантастическими ситуациями, которые усиливаются яркими чувствами любви и ненависти.
Занавес снова открывается, на сцене царит атмосфера уныния, которая создается за счет аккомпанемента струнных в низкой тесситуре, изменений тональности и множества аккордов с уменьшенной септимой. Первые реплики графа (которые, что любопытно, перекликаются с арией Леоноры «Tacea la notte») не производят сильного впечатления. В отличие от чувств девушки, его печаль нас не трогает.

Дальнейшее музыкальное развитие этой сцены лишено нарастающего движения, что довольно символично. Речитатив и ариозо, которые должны были подвести к арии, прерываются появлением трубадура, который начинает где-то вдалеке исполнять свой романс и таким образом отнимает у графа возможность исполнить арию, так же как лишает его шанса на благосклонность Леоноры. Исполняемая из-за кулис мелодия сразу дает персонажу определенную характеристику практически из области ирреального.

Система создания образа музыкальными средствами не нова. Она уже использовалась в частности Беллини и Меркаданте, и будет особенно активно применяться веристами, так же как и использование арфы в аккомпанементе. Музыка сразу создает для персонажа образ изгоя, которые в дальнейшем будет раскрываться еще полнее.


Пример 10

Негромкая речитативная мелодия, звучащая в ночной тишине, доходит до главной ноты и тут же переходит в соответствующую мажорную тональностью. Это типичный для Верди прием, который уже использовался в первой арии Феррандо. Можно также отметить явную любовь композитора к трехдольным размерам (6/8, 3/4), которая проявляется уже в первых ариях персонажей. Исключением из этого правила оказывается граф, но именно он является отрицательным персонажем, «злодеем». Затем действие стремительно развивается, и мы становимся свидетелями ошибки Леоноры. Здесь Верди использует следующую тему:


Пример 11

Эту тему исполняет только оркестр, что с одной стороны многое упрощает, а с другой – позволяет выразить одновременно довольно противоречивые чувства. Мелодия развивается за счет традиционных методов (повторение в соответствующей мажорной тональности, аккордные секвенции), и ее встревоженное настроение и отрывистые фразы адаптируются ко всем возникающим ситуациям и служат основой для вокальных партий. С точки зрения сценографии и драматургии луна исполняет одну из главных ролей. Она уже упоминалась в арии Леоноры. И в этой сцене именно луна, сначала скрывшаяся за облаками, а потом вновь появившаяся, служит причиной того, что девушка обозналась. Она является символом неизбежности и смерти и придает особое значение суевериям и легендам, связанным с цыганами.

Графу наконец-то удается исполнить свою арию в возникающей посередине трио паузе. Но его надежды и мечты уступают место яростной ревности. Он хочет убить не столько повстанца, сколько счастливого соперника.


Пример 12

Решительность и жестокость подчеркиваются не только использованием квадрата в музыке, но и переходом ко все более высоким нотам, а также отчаянными попытками перейти в мажорную тональность, словно для того чтобы утвердиться в собственной силе. Верди не ограничивается переводом темы из ре-бемоль минора (а) в соответствующую мажорную тональность. Он идет дальше и представляет вторую часть (б) в ре-бемоль мажоре, демонстрируя стремление графа к абсолютной победе. Символично, что эта же тональность станет основной тональностью финала – великолепного дуэта Манрико и Леоноры.


Пример 13

Дуэт прерывается несколькими восклицаниями графа, которые явно возвращают его к первой части своей арии, а затем продолжается с новой силой под аккомпанемент реплик графа, которые постепенно становятся все более мрачными и безынтересными. Сцена заканчивается блестящим финалом, характерным для данного жанра вокального трио, где каждый участник с надеждой говорит о смерти, которая в действительности является очищающим завершением человеческой жизни.

December 2014

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 31   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 12:45 am
Powered by Dreamwidth Studios